пла К-3 "Ленинский комсомол", первый поход на Северный полюс

Воспоминания, записки, статьи...

Модератор:Штефанов Д.Б.

Ответить
Аватара пользователя
Штефанов Д.Б.
администратор
Сообщения:1918
Зарегистрирован:Чт мар 23, 2006 12:03 am
Откуда:Москва
пла К-3 "Ленинский комсомол", первый поход на Северный полюс

Сообщение Штефанов Д.Б. » Пн июл 18, 2022 3:18 pm

17 июля 1962 г. атомная подводная лодка К-3 проекта 627 впервые в СССР прошла подо льдами через точку географического Северного полюса.
Событие это было и политическим, и техническим, и оперативно-стратегическим. С этого дня с уверенность можно говорить, что Арктика - наша.

Немного навигационной истории об этом походе. Материал в основном из сборника, составитель К.Я Богомазов, "Освоение навигационных комплексов на подводных лодках Северного флота". ЦНИИ "Электроприбор", Санкт-Петербург, 2011 год.
Использованы также данные из интернета и немного личных воспоминаний.

Решение о подготовке первой атомной лодки К-3 на полюс было принято ещё в 1958 году после того, как 4 июля 1958 г. лодка дала первый ход на атомной энергии и стало понятно, что рождение атомного флота состоялось. .
Подготовка велась более трёх лет
Большую часть подготовки заняла навигационная часть, т.к. попасть на полюс традиционными методами невозможно.
На лодку установили первый советский навигационный комплекс "Плутон", разработанный в Морском научно-исследовательском институте МНИИ-1, главный конструктор Э.И. Эллер. Основной проблемой похода к полюсу является система курсоуказания, поэтому в состав НК "Плутон" включили гирокомпасную систему "Маяк" в составе двух апериодических гирокомпасов "Курс-5", гироазимутгоризонт "Сатурн" и систему автоматической прокладки "Терек".
Т.к. НК "Плутон" не предусматривал комплексную обработку курсовой информации от гирокомпасов и гироазимута, а также счисление и прокладку в приполюсном районе, то по предложению конструкторов ЦНИИ "Электроприбор", ЦНИИ "Дельфин", НИИ ВМФ и Гидрографической службы, на подводную лодку установили второй навигационный комплекс, "Сила-Н", который был только что разработан, но даже ещё не принят на вооружение.
В 1960 году на лодку в первом отсеке дополнительно установили два апериодических гирокомпаса "Маяк", два гироазимута "Сила ГА", гировертикаль "Сила ГВ" и автопрокладчик "Сила В". В систему курсоуказания были введены приборы осреднения курсов от четырёх гирокомпасов и трёх гироазимутов. Установлены новые эхолоты и эхоледомеры. Правда запас торпед из-за этого и количество спальных мест в первом отсеке уменьшились почти вдвое.
Учёными ВМФ и промышленности были разработаны методы курсоуказания, счисления и определения места в приполюсном районе, изданы новые карты. Разработаны методы измерения толщины льда и размеров обнаруженных полыней. Для навигационного обеспечения похода на полюс была назначена научная группа из числа ВМФ и промышленности во главе с А.В. Федотовым, впоследствии контр-адмиралом, начальником 9 НИИ ВМФ.
Общее руководство штурманской и научной частью осуществлял флагманский штурман СФ капитан 1 ранга Д.Э. Эрдман. Командир БЧ-1 О.С. Певцов, командиры групп БЧ-1 Б.П. Жуков и А.И. Гриценко.
В ходе подготовки К-3 совершила несколько подготовительных и исследовательских походов в Баренцево, Карское и Гренландское моря, в том числе под лёд. Навигационная прокладка велась на двух постах - в штурманской рубке и в первом отсеке. На этих же постах и в гиропосту непрерывно снимались отсчёты и велись графики разностей курсов, при всплытиях в полыньях определялось место и поправки курсоуказателей.
Поэтому к походу на полюс вопросы навигации были отработаны и точность курсоуказания и места была достаточной для решения поставленной задачи. 11 июля 1962 г. лодка вышла из Западной Лицы и начала переход на полюс.
17 июля после прохода Северного полюса лодка выполнила маневрирование по поиску полыньи и ещё раз прошла через точку полюса с регистрацией работы системы курсоуказания и счисления при скачкообразном изменении значений курса и долготы на 180 градусов. Т.к. полыней не было обнаружено, то приняли решение следовать на юг по меридиану 180 градусов. Через 60 миль, т.е. на 89 градусе северной широты, полынья была обнаружена, там и всплыли.

И ещё немного ясности.
Пишут, что лодка вернулась в Йоканьгу. Но это не так - она не вернулась, а была заведена туда специально для встречи с Хрущёвым.
Базировалась же К-3 в то время в Западной Лице и входила в состав 3 отдельной дивизии подводных лодок СФ. Приказание следовать в Гремиху лодка получила уже после выхода из подо льда. 21 июля 1962 г. подводная лодка К-3 прибыла в Гремиху и ошвартовалась в старой зоне в районе 14 обрпл СФ.

Хрущёв Н.С. в это время проводил ознакомление с Северным флотом и, в частности, знакомился с местами будущего базирования атомных лодок. С ним был Министр Обороны СССР Р.Я. Малиновский и ГК ВМФ С.Г. Горшков. А вот командующего Северным флотом и подводника адмирала А.Т. Чабаненко с ними не было, он снят с должности в июне 1962 г. Причиной послужила аварийность на флоте, в частности взрыв на подводной лодке Б-37 проекта 641. В результате взрыва Б-37 и стоявшая рядом с ней пл С-350 проекта 633 затонули.
Можно с уверенностью сказать, что с этого посещения Гремихи Н.С. Хрущёвым и началась её 30-летняя атомная история, в которой довелось поучаствовать и мне.
Вручение наград проводилось в спортзале в/ч 90190, только что построенной базы обеспечения атомных лодок.
Командир похода А.И. Петелин, командир лодки Л.М. Жильцов и командир БЧ-5 лодки Р.А. Тимофеев удостоены звания Герой Советского Союза.
Командир БЧ-1 лодки О.С. Певцов награждён Орденом Ленина, командиры групп БЧ-1 А.И. Гриценко и Б.П. Жуков - орденами Красного Знамени.
Орденами и медалями награждён весь экипаж и научная группа.
Главные конструкторы навигационных комплексов "Плутон" Э.И. Эллер и "Сила-Н" В.И. Маслевский в числе создателей атомной подводной лодки К-3 стали лауреатами Ленинской премии.
С уважением,
Штефанов Д.Б.

Ответить